08:36 Викторина по экологии в средней группе | |
Цель:
- обобщить знания детей об окружающем мире, в форме проведения экологической викторины, опираясь на знания, полученные в разных видах деятельности. Задачи: - продолжать формировать навыки культуры поведения в природе. Расширять представления о способах правильного взаимодействия с расте-ниями и животными. - упражнять в умении различать насекомых, деревья ближайшего ок-ружения. - узнавать и называть птиц, животных по их изображению. - развивать память, быстроту реакции, сообразительность, логическое мышление. - воспитывать познавательный интерес, чувство товарищества, уваже-ние к партнёрам и соперникам по игре. - воспитывать любовь к природе, формировать заботливое отношение к ней. Предшествующая работа: Беседы о лесе и его обитателях, об охране и бережном отношении к природе; рассматривание иллюстраций природоведческого характера; дидак-тические и развивающие игры; чтение художественной литературы. Материал: Аудиозапись пения птиц, рисунки с графическим изображением правил поведения в лесу, карточки по количеству детей (для жеребьёвки, магнитная доска с магнитами, кубики с буквами для выкладывания ответов на загадки, карточки с вопросами для конкурса, «загадочные объявления», наглядно-дидактическое пособие: «Мир в картинках: «Птицы средней полосы», «Жи-вотные средней полосы» «Грибы», корзина с шишками, призы. Ход викторины: (звучит запись пения птиц) Воспитатель: Богат, прекрасен и бесконечно разнообразен удивитель-ный мир природы. Где бы вы ни были: в лесу, на лугу, на берегу реки – по-всюду нас окружают загадки и таинства. Ребята, мы с вами оказались на лес-ной поляне. Посмотрите, какая красота вокруг. Как красиво поют птицы. Сейчас я вас, ребята, познакомлю с лесными правилами: «Если в лес пришел гулять, свежим воздухом дышать, бегай, прыгай и играй, только, чур, не за-бывай, что в лесу нельзя шуметь. Испугаются зверушки – убегут с лесной опушки. Ветки дуба не ломай! Никогда не забывай: мусор с травки убирать, зря цветы не надо рвать. Из рогатки не стрелять. В лес приходят отдыхать. Бабочки пускай летают, ну кому они мешают? Здесь не нужно всех ловить, топать, хлопать, палкой бить… » Мы сегодня с вами проведём викторину: «Путешествие в природу». При помощи жеребьёвки мы разделимся на две команды. Правила поведения во время викторины: выслушать вопрос задания до конца, не подсказывать отвечающему; кто знает ответ, поднять руку, если дети одной команды не знают ответа на вопрос, то отвечают дети другой команды; каждый правиль-ный ответ оценивается шишкой. После проведения викторины мы подсчитаем количество шишек и определим победителя. 1 команда «Подснежники». 2 команда «Ландыши» 1 задание. Дидактическая игра «Угадай правило». Воспитатель. Ребята, вы должны описать поведение человека по отно-шению к объектам природы, объяснить эти действия по рисункам с графиче-ским изображением правил. Если мы не будем выполнять эти правила, то можем нанести вред окружающей природе. Рис. 1. Береги муравейники. Помни: муравьи – санитары леса! Рис. 2. Не подходи близко к гнёздам птиц. По твоим следам их могут отыскать и разорить хищники. Если случайно окажешься возле гнезда, не прикасайся к нему, иначе птицы-родители могут насовсем покинуть гнездо. Не разоряй птичьих гнёзд! Рис. 3. Не обрывай в лесу паутину и не убивай пауков! Рис. 4. В лесу старайся ходить по тропинкам, чтобы не втаптывать тра-ву в почву. От этого погибают насекомые и растения! Рис. 5. Не сбивай грибы, даже несъедобные. Помни, что грибы очень нужны природе! Рис. 6. Не рви в лесу, на лугу цветов. Пусть красивые растения остают-ся в природе! Рис. 7. Не лови бабочек, кузнечиков и других насекомых! Рис. 8. Не ломай, не руби ветви деревьев и кустарников! Рис. 9. Не разжигай костёр. От огня погибают и задыхаются многие растения и насекомые! Рис. 10. Не лови и не уноси с собой птиц и детёнышей зверей! Задание 2. «Угадай дерево». Воспитатель. Ребята, вы должны на слух, по описанию узнать и назвать деревья, которые растут в лесу, они растут и на участке нашего детского сада. Слушайте внимательно. - Это дерево весёлое, нарядное в любое время года. Весной оно зацветает бе-лыми душистыми цветами, летом шелестит резными листьями, а осенью об-сыпают его ветки яркие гроздья ягод. Любят его в зимнее время посещать разные птицы: снегири, свиристели. (Рябина) . - Это дерево называют красавицей русского леса. Сколько песен о ней сло-жено, сколько стихов написано. Стройная, с белой корой, с тонкими поник-шими ветвями и говорливой листвой, ещё у неё имеются серёжки с семенами. (Берёза) . - Каждый, кто проходит весной, мимо этого дерева, восклицает: «Как хорошо пахнет! » Оно усыпано пушистыми кистями белых, душистых цветов. Силь-ный его аромат не только приятен, но и полезен, воздух очищает от микро-бов. (Черёмуха) . - Это дерево легко узнать по стволу почти чёрного цвета. В начале лета за-цветает оно душистыми жёлтыми цветками. Из них заваривают лечебный чай. Охотно посещают богатые сладким нектаром цветки разные насекомые. А пчёлы делают из ароматного сока вкусный целебный мёд. (Липа) . Задание 3. Конкурс капитанов. Воспитатель. Капитаны команд, вам нужно отгадать загадку и выло-жить из кубиков с буквами отгадку. - Рыжая плутовка с пушистым хвостом, живёт под кустом. (Лиса) . - Кто зимой холодной, ходит злой, голодный? (Волк) . Воспитатель: Мы с вами поиграем в игру: «Назови лишнее слово» - Клён, липа, берёза, тюльпан, рябина. - Стрекоза, комар, щука, муха, муравей. - Лиса, корова, ёж, заяц, волк. - Сорока, воробей, паук, синица, дятел. Физкультминутка Воспитатель: Мы идём во лесок, будь внимателен дружок. (Ходьба) . Впереди – ручеёк, перейти - вот мосток. (Ходьба на носочках) . Мы попрыгаем немножко по извилистой дорожке. (Прыжки) . Как услышим в небе гром – спрячемся мы под кустом. (Приседания) . Будем медленно идти – дождь настигнет нас в пути. (Лёгкий бег) . Мы пришли с тобой, дружок, во дремучий во лесок. (Ходьба) . Задание 4. «В мире природы» (ответы на вопросы) . - Какое растение может вас обжечь? (Крапива). Вы натёрли ногу в пути, какое растение может облегчить боль? (Подорожник) . - Время года, когда просыпается природа? (Весна). В какое время года бывает гололёд? (Зимой) . - Кто является санитаром леса из птиц? (Дятел). Кто является санитаром леса из животных? (Волк) . - Домашний родственник зайца? (Кролик). Дикий родственник свиньи. (Ка-бан) . - Готовят ли запасы еды зайцы? (Нет). Готовят ли запасы еды белки? (Да) . - Зимняя квартира медведя? (Берлога). Где живет белка? (Дупло) . - Верхняя сторона листьев этих растений холодная, как злая мачеха в сказке, а нижняя – нежная и теплая, как родная мама (Мать-и-мачеха). Гирлянды ма-леньких, беленьких колокольчиков висят весной между большими остроко-нечными листьями. А летом на месте цветков – красная ядовитая ягода. Что за растение? (Ландыши) . - Какие грибы растут под берёзой? (Подберёзовики). Какие грибы растут под осиной? (Подосиновики) . Музыкальная пауза: песня «Грибочки» Задание 5. Загадки о птицах. Воспитатель. Ребята, нужно разгадать загадки о птицах, найти нужную картинку - отгадку на столе и вывесить на мольберте. - Я в берете ярко-красном, в серой курточке атласной, Я деревьям всем приятель, а зовут меня все (Дятел) . - Непоседа пёстрая, птица длиннохвостая, Птица говорливая, самая болтливая. (Сорока) . - Эта птица никогда для птенцов не вьёт гнезда, Сядет где-то на суку и кричит ку-ку, ку-ку. (Кукушка) . - Маленький певец лесной, лучше всех поёт весной. (Соловей) . - Всю ночь летает, мышей добывает, а станет светло – спать летит в дупло. (Сова) . - Озорной мальчишка в сером армячишке, по двору шныряет, крохи собира-ет. (Воробей) . Задание 6. «Раздели на слоги» Воспитатель: Нужно разгадать загадку и ответить из скольких слогов состоит отгадка. - Сок с цветов душистый пьёт, дарит нам и воск и мёд. (Пче-ла) . - Не зверь, не птица; а нос как спица; летит-кричит. - Сядет – молчит. Кто его убьёт, свою кровь прольёт. (Ко-мар) . - У неё четыре крыла, тело тонкое, как стрела, И большие, большие глаза, назовём её… (Стре-ко-за) . - Она легка, красива, изящна, легкокрыла, Сама похожа на цветок и любит пить цветочный сок. (Ба-боч-ка) . Воспитатель: Послушайте стихотворение об одном очень трудолюби-вом насекомом: - Вот в лесочке, на пенёчке выросла большая кочка: Муравьиный это дом и жильцов без счёту в нём; Муравьи спешат, снуют по дорожкам там и тут. То травинку, то личинку вместе тащат по тропинке. Этот город муравьиный, охранять должны мы с вами. Музыкальная пауза «песня «Не обижайте муравья». Задание 7. «Сказочные объявления» (Вы должны догадаться, какое животное написало это объявление, и изобра-зить его) . - «Друзья, кому нужны иголки, обращайтесь ко мне». (Ёж) - «Что-то очень скучно одному, скучно одному, выть на луну. (Волк) . - «Я самая обаятельная и привлекательная! Кого хочешь обману, вокруг пальца обведу! » (Лиса) . - «Кто любит погрызть орешки, приходите ко мне в гости. Я живу в лесу на дереве». (Белка) . - «Я очень люблю мед. Угостите меня, ребята, медом». (Медведь) . - «Кто хочет со мной попрыгать наперегонки? Победителя я угощу морков-кой». Воспитатель подводит итоги викторины. Награждение команд. Воспитатель: Мы любим все лес в любое время года, Мы слышим ручеек медлительную речь. Все это называется природа, Давайте же, всегда ее беречь! В лучах ромашки солнечного света, Такие, что светлей, на свете нет. Природой называется все это, Дружить с ней будем много лет. Музыкальная пауза «песня «В траве сидел кузнечик». Воспитатель: Ну вот, ребята, наше путешествие подошло к концу и нам пора возвращаться в свою группу, но мы с вами еще раз обязательно придем в гости на эту лесную поляну. | |
|