08:36 Викторина по сказкам для детей | |
«Талант у Чуковского неиссякаемый, умный,
блистательный, веселый, праздничный». И. Андроников Тема: «Викторина по сказкам К. И. Чуковского». (1 класс) Цель: Познакомить учащихся с жизнью и творчеством К. И. Чуковского, выявить читательский интерес. Развивать мышление, речь, воображение, память. Способствовать воспитанию устойчивого интереса к книге и желания читать. Задачи: Формировать умение классифицировать объекты. Развивать речь учащихся, внимание. Воспитывать чувства сопереживания, работая в команде. Создать положительную атмосферу, которая бы вызывала интерес к писателю и его произведениям. Оборудование: компьютер, проектор, презентация к викторине, выставка произведений К. И. Чуковского. Ход викторины: 1. Организационный момент (класс делится на три команды, в каждой команде выбирается капитан и название команды) (слайд 2). 2. Биографические сведения: (биография К. И. Чуковского, которая сопровождается на протяжении всей викторины) (слайд 3) . - Недалеко от Москвы, в посёлке Переделкино, в небольшом доме много лет назад жил высокий седой человек, которого знали все дети страны. Это он придумал множество сказочных героев: Мойдодыра, Бармалея, Муху-Цокотуху. Звали этого замечательного человека Корней Иванович Чуковский (родился 19 марта 1882 году). В любой библиотеке, в каждом доме есть произведения одного из самых любимых детских писателей. Он особенный! Он сочинил не только множество книг для детей и взрослых, но даже и свое имя! Многие писатели придумывают себе имена, чтобы было интересней. Это называется – взять псевдоним. Корней Чуковский – это литературный псевдоним писателя. Настоящее его имя - Николай Васильевич Корнейчуков. – Высокий рост, длинные руки, крупные черты лица, большой любопытный нос, щёточка усов, непослушная прядь волос, свисающая на лоб, смеющиеся светлые глаза и удивительно лёгкая походка. Такова внешность Корнея Ивановича Чуковского. - Вставал он очень рано, вместе с солнышком, и сразу же принимался за работу. Весной и летом копался в огороде или в цветнике перед домом, зимой расчищал дорожки от выпавшего за ночь снега. Проработав несколько часов, он отправлялся гулять. Ходил он удивительно легко и быстро, иногда он даже пускался наперегонки с малышами, которых встречал во время прогулки. Именно таким малышам он посвятил свои книги. Учёный, писатель, переводчик, литературовед, К. Чуковский написал для детей много стихов и сказок. Сегодня мы встретимся с героями сказок Корнея Чуковского. 3. Викторина. 1 тур «Настоящее его имя … » (слайд 4). Корней Чуковский – это литературный псевдоним писателя. Настоящее его имя. а) Николай Иванович Корнеев; б) Корней Николаевич Корнейчуков; в) Николай Васильевич Корнейчуков. 2 тур «Продолжи строчку и назови сказку» (слайд 5). - Вспомни, какими словами оканчивается строчка, назови сказку. Нет – нет! Соловей Не поёт для свиней Позовите-ка лучше… (ворону). «Телефон» И мне не надо Ни мармелада, ни шоколада А только маленьких, Ну очень маленьких… (детей). «Бармалей» Веселится народ - Муха замуж идёт За лихого, удалого Молодого… (комара). «Муха – Цокотуха» Лечит маленьких детей, Лечит птичек и зверей, Сквозь очки свои глядит Добрый доктор… (Айболит) «Айболит» А посуда вперёд и вперёд По полям, по болотам идёт. И чайник сказал утюгу - Я больше идти… (не могу). «Федорино горе» Солнце по небу гуляло И за тучку забежало. Глянул заинька в окно, Стало заиньке… (темно). «Краденое солнце». Только вдруг из – за кусточка Из-за синего лесочка, Из далёких из полей Прилетает… (воробей) «Тараканище» Свинки замяукали – мяу – мяу, Кошечки… (захрюкали, хрю- хрю) («Путаница) Биографические сведения: – С ранних лет стихи и сказки К. И. Чуковского приносят всем нам радость. Не только вы, но и ваши родители, ваши дедушки и бабушки не представляют своего детства без «Айболита», «Федорина горя», «Телефона», «Тараканища»… Продолжим наше путешествие по этим замечательным сказкам. 3 тур «Вспомни сказочных героев» (слайды 6, 7). - Каким персонажам принадлежат эти сказочные имена? Айболит - (доктор) Бармалей - (разбойник) Федора - (бабушка) Мойдодыр - (умывальник) Тотоша, Кокоша - (крокодильчики) Цокотуха - (муха) Рыжий, усатый великан - (таракан) Биографические сведения: - Детским поэтом и сказочником Чуковский стал случайно. А вышло это так. Заболел его маленький сынишка. Корней Иванович вёз его в ночном поезде. Мальчик капризничал, стонал, плакал. Чтобы хоть как-нибудь развлечь его, отец стал рассказывать ему сказку: «Жил да был крокодил, он по улицам ходил». Мальчик неожиданно затих и стал слушать. Наутро, проснувшись, он попросил, чтобы отец снова рассказал ему вчерашнюю сказку. Оказалось, что он запомнил её всю, слово в слово. Именно тогда и открыл в себе талант сказочника К. И. И вот уже многие годы его сказки радуют и детей, и взрослых. Ну, а у нас следующее испытание. 4 тур «Героический поступок» (слайды 8, 9). - Соедини героя сказки с поступком, который он совершил. Айболит Зажгли море. Воробей Проглотил солнце. Крокодил Помыла свою посуду. Комар Вернул солнце в небо. Федора Потушила море. Медведь Спас Муху – Цокотуху. Бабочка Съел таракана. Лисички Вылечил зверей. Биографические сведения: - К. И. Чуковский рассказывал: «У меня часто бывали приливы радости и веселья. Идёшь по улице и бессмысленно радуешься всему, что ты видишь: трамваям, воробьям. Готов расцеловаться с каждым встречным. Один такой день К. И. Чуковский особенно запомнил – 29 августа 1923 г. Чувствуя себя человеком, который может творить чудеса, я не вбежал, а взлетел, как на крыльях, в нашу квартиру. Схватив какой-то запылённый бумажный клочок, с трудом отыскав карандаш, стал писать весёлую поэму о Мухиной свадьбе, причём чувствовал себя на этой свадьбе женихом. В этой сказке два праздника: именины и свадьба. Я всей душой отпраздновал оба». 5 тур «Аукцион вопросов» (слайды 10 - 20) . - Герою какой сказки пришлось умыться, чтобы не быть проглоченным и растоптанным? а) Айболит б) Крокодил в) Мойдодыр - В каком произведении посуда перевоспитала свою хозяйку? а) «Путаница» б) «Федорино горе» в) «Мойдодыр» - Куда грозился окунуть Мойдодыр грязнулю? а) В лужу б) В Мойку в) В Неву - Как звали мальчика, который победил Крокодила? а) Ваня Иванов б) Петя Васильев в) Ваня Васильчиков - Какое слово твердил Айболит, отправляясь в Африку? а) «Африка» б) «Обезьяны» в) «Лимпопо» - Какое отчество было у Федоры, от которой убежала посуда? а) Егоровна б) Ивановна в) Васильевна - Кто поджег синее море в сказке «Путаница»? а) Поросята б) Лисички в) Мышата - Кто выглянул в окно и заметил темноту в сказке «Краденое солнце»? а) Барашек б) Заинька в) Медведица - Кто из зверей от испуга скушал друг друга в сказке «Тараканище»? а) Львы б) Раки в) Волки - Кто не приходил лечиться к Айболиту? а) Волчица б) Медведица в) Айболит 6 тур «Расшифруйте имена сказочных героев» (слайды 21, 22). - Вставьте в зашифрованные слова буквы гласных, получатся имена сказочных героев. БРМЛЙ ЦКТХ МЙДДР ФДР ЙБЛТ ТРКНЩ (Бармалей, Мойдодыр, Айболит, Цокотуха, Федора, Тараканище) Биографические сведения: - Однажды Корней Иванович часа три лепил с детьми из глины разные фигурки. Дети вытирали руки об его брюки. Домой идти было далеко. Брюки от глины были тяжёлыми, и их приходилось придерживать. Прохожие с удивлением поглядывали на него. Но Корней Иванович был весел, у него было вдохновение, стихи слагались свободно. Так появилось на свет «Федорино горе». 7 тур «Исправь ошибки» (слайды 23, 24) . Один из учеников переписывал в библиотеке названия стихотворений, но допустил ошибки. Назовите стихотворение правильно. 1. «Арболит» («Айболит») . 3. «Кармалей» («Бармалей») . 5. «Крашеное солнце» («Краденое солнце») . 7. «Федорино море» («Федорино горе») . 8. «Пуганица» («Путаница») . 10. «Худо-дерево» («Чудо-дерево») . 8 тур «Ехали медведи» (слайд 25) . Кто больше вспомнит стихов К. И. Чуковского. 4. Подведение итогов викторины (вручение дипломов командам – победителям) . - Самое любимое слово у К. И. Чуковского – радость. «Рада детвора», «рада звериная семья», «рады девочки и мальчики, рады зайчики и белочки». Слово радость звучит в сказках К. И. Чуковского многократно. Надеюсь, что наша сегодняшняя встреча с любимым писателем тоже подарила нам радость – радость общения со сказками и друг с другом. Постарайтесь сохранить чувство радости на всю жизнь. | |
|